Наука думать

Наверное, не все знают, что курс информатики в отечественной школе появился благодаря академику Андрею Петровичу Ершову. Еще в 1985 году, когда массовой компьютерной революции не ожидалось ни у нас, ни на Западе, он утверждал: программирование - вторая грамотность. И верил: новые компьютерные технологии войдут в быт каждого человека. Ершов и стал "отцом" нового школьного предмета - "Информатики", подготовив первый учебник и предложив модель обучения программированию без компьютера.

Это был школьный язык алгоритмического программирования, в конструкции которого использовали русский язык. В работе над тем учебником принимал участие Анатолий Кушниренко, впоследствии подготовивший новые школьные учебники по информатике. Как остроумно заметил один из учителей, современный урок информатики – это смесь переплетного дела с высшей математикой, и он прав.

Современный курс включает в себя разный по содержанию материал от Булевой алгебры до навыков работы секретаря. Современный курс информатики состоит из трех больших разделов:
• теоретическая информатика (включает в себя темы «Системы счисления», «Основы логики» и т.д.);
• основы программирования (в том числе умение написать программный код на одном из языков программирования);
• информационные технологии (предполагает изучение большого количества программных продуктов по обработке текстовой, графической, числовой информации).

Чему уделять больше внимания: практическим навыкам, которые, безусловно, необходимы любому современному молодому человеку, или теоретическим вопросам, поставив главной целью развитие интеллектуальных способностей ученика?

Обратимся к вопросам, на которые ученик должен отвечать для успешной сдачи итогового экзамена или ЕГЭ. В демонстрационной версии ЕГЭ по информатике 2016 года 27 вопросов, из них:
по теоретической информатике - 13 (43%)*,
по программированию - 9 (43%),
по информационным технологиям - 5 (14%).
* - в скобках указан процент от общего первичного балла